Астрономия и космос

Астрономы увидели рождение планеты в созвездии Возничего

Наблюдения, сделанные с помощью очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), выявили явные признаки рождения звездной системы.

Вокруг молодой звезды AB Aurigae лежит плотный диск из пыли и газа, в котором астрономы обнаружили заметную спиральную структуру с «поворотом», который отмечает место, где может формироваться планета. Наблюдаемая особенность может быть первым прямым свидетельством появления новой планеты.

«Тысячи экзопланет были идентифицированы до сих пор, но мало что известно о том, как они формируются», — говорит Энтони Боккалетти, который возглавлял исследование.

Астрономы знают, что планеты рождаются в пылевых дисках, окружающих молодые звезды, такие как AB Aurigae, когда холодный газ и пыль слипаются вместе.

Новые наблюдения с VLT ESO, опубликованные в Astronomy & Astrophysics, дают важные подсказки, чтобы помочь ученым лучше понять этот процесс.

«Нам нужно наблюдать очень молодые системы, чтобы действительно запечатлеть момент, когда образуются планеты», — говорит Боккалетти. Но до сих пор астрономам не удавалось сделать достаточно четкие и глубокие изображения этих молодых дисков, чтобы найти «поворот», который отмечает место, где может появиться новая планета.

Новые изображения показывают потрясающую спираль из пыли и газа вокруг AB Aurigae, расположенного на расстоянии 520 световых лет от Земли в созвездии Возничий.

Спирали этого типа сигнализируют о наличии «планет-младенцев», которые воздействуют на газ, создавая «возмущения в диске в форме волны, что-то вроде следа лодки на озере», объясняет астроном Эммануэль Ди Фолко, которая также участвовала в исследовании.

Когда планета вращается вокруг центральной звезды, эта волна приобретает форму спирального рукава.

Очень ярко-желтая область «закрутки» вблизи центра нового изображения AB Aurigae, которое находится примерно на том же расстоянии от звезды, что и Нептун от Солнца, является одним из тех мест, где, по мнению ученых, создается планета.

Полученные изображения — самые подробные изображения системы AB Aurigae, сделанные на сегодняшний день.

С помощью мощной системы визуализации SPHERE астрономы смогли видеть слабый свет от мелких частиц пыли и выбросов, исходящих от внутреннего диска. Они подтвердили наличие спиральных рукавов, впервые обнаруженных ALMA, а также обнаружили еще одну замечательную особенность, «поворот», которая указывает на наличие непрерывного формирования планет на диске.

В настоящее время ESO строит 39-метровый экстремально большой телескоп, который будет опираться на передовые разработки ALMA и SPHERE для изучения внесолнечных миров.

Этот мощный телескоп позволит астрономам получать еще более подробные изображения планет, находящихся в процессе создания. «Мы должны иметь возможность непосредственно и более точно увидеть, как динамика газа способствует образованию планет», — заключают исследователи.

Are we witnessing ongoing planet formation in AB Aurigae? A showcase of the SPHERE/ALMA synergy, Astronomy & Astrophysics (2020). www.aanda.org/10.1051/0004-6361/202038008