Астрономия и космос

Астрономы нашли теплый Юпитер, вращающийся вокруг холодного красного карлика

Газовый гигант, немного превышающий размеры Юпитера, был обнаружен на орбите карликовой звезды M-типа TOI-1899 благодаря новым данным, полученным от телескопа NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) и системы поиска планет обитаемой зоны (HPF) на телескопе Хобби-Эберли в обсерватории Макдональд.

TOI-1899 — это звезда типа M0, расположенная в 419 световых годах от нас в созвездии Лебедя. Также известная как TIC 172370679 и 2MASS 19574239 + 4008357, звезда имеет температуру 3652 градуса Цельсия, что делает ее намного холоднее Солнца.

Размер и масса звезды TOI-1899 составляет примерно 60% размера и массы Солнца и она имеет возраст примерно 7,4 миллиарда лет. Новооткрытая планета обращается вокруг звезды раз в 29 дней на расстоянии всего 0,16 а.е.

Обозначенный как TOI-1899b, инопланетный мир легче Юпитера — его масса составляет две трети массы нашей планеты-гиганта, но при этом он на 10% больше по радиусу.

«Теплые юпитеры, такие как TOI-1899b, находятся на орбите удивительно близко к своей звезде», — сказала соавтор исследования доктор Ребекка Доусон, астроном из отдела астрономии и астрофизики Центра экзопланет и обитаемых миров Университета штата Пенсильвания.

«Несмотря на то, что орбитальный период планеты долгий по сравнению со многими другими планетами-гигантами, обнаруженными и охарактеризованными с помощью метода транзита, он по-прежнему помещает планету-гигант намного ближе к своей звезде, чем мы ожидаем от классических теорий образования».

Это только пятая из наблюдаемых планет размером с Юпитер, проходящая транзитом через маломассивную звезду, и первая планета с таким относительно долгим орбитальным периодом.

TOI-1899b был обнаружен TESS с использованием метода транзита, который ищет звезды, демонстрирующие периодические спады яркости как контрольный признак объекта, проходящего перед звездой и блокирующего часть ее света.

Затем сигнал был подтвержден как планета с помощью точных наблюдений с помощью спектрографа HPF.

«Этот теплый Юпитер — прекрасная цель для описания атмосферы с помощью предстоящих миссий, таких как будущая миссия космического телескопа Джеймса Уэбба», — сказал соавтор работы  профессор Суврат Махадеван.

Статья команды была опубликована в Astronomical Journal.