Астрономия и космосГеология

Недавнее извержение вулкана на Марсе подтверждает гипотезу о подповерхностной жизни

Вулкан на Марсе, обнаруженный в регионе под названием Elysium Planitia, представляет собой темное образование шириной 12,9 км

Хотя у нас есть свидетельства вулканической активности в древнем прошлом Марса, предполагается, что она была очень спокойной в течение миллионов лет. Но теперь орбитальные аппараты обнаружили вулкан на Марсе — большое вулканическое месторождение, которое кажется относительно новым — его возраст всего около 53000 лет, — что может подтвердить идею о том, что Красная планета недавно была или все еще является обитаемой для подземных микробов.

Марс до сих пор несет на себе шрамы своего вулканического прошлого. Его поверхность усеяна тем, что может быть остатками гигантских потухших супервулканов, и данные даже свидетельствуют о том, что один из них извергался непрерывно в течение 2 миллиардов лет.

В целом, однако, считается, что марсианский вулканизм в основном возник примерно между 3 и 4 миллиардами лет назад и почти утих в последние несколько миллионов лет.

Но теперь ученые обнаружили вулкан, который появился гораздо позже. Обнаруженный с орбиты в регионе под названием Elysium Planitia, этот объект представляет собой темное образование шириной 12,9 км, окружающее большую трещину длиной 32,2 км. Исследователи утверждают, что он не похож ни на что другое, что видели в этом районе или где-либо еще на Марсе.

Судя по его слоям относительно окружающей среды, а также по количеству небольших кратеров внутри, команда ученых подсчитала, что его возраст составляет около 53000 лет. Похоже, это не результат обычных извержений лавового потока, а более взрывное событие, вызванное расширением газов, которое называется пирокластическим извержением.

«Эта особенность покрывает окружающие потоки лавы и представляет собой относительно свежие и тонкие отложения пепла и горных пород, представляющие стиль извержения, отличный от ранее идентифицированных пирокластических структур», — говорит Дэвид Хорват, ведущий автор исследования.

«Это извержение могло выбросить пепел на высоту 10 километров в атмосферу Марса. Возможно, такие отложения были более распространены, но со временем были размыты или погребены».

Интересно, что это потенциально самое молодое извержение вулкана произошло всего в нескольких километрах от большого ударного кратера, который также может быть самым молодым на Марсе. Команда ученых говорит, что, возможно, они связаны.

«Возраст извержения и воздействия невозможно различить, что повышает вероятность, пусть и гипотетическую, что удар действительно спровоцировал извержение вулкана», — говорит Пранабенду Мойтра, соавтор исследования.

Вулкан на Марсе
Белый квадрат указывает, где произошло «недавнее» извержение. Посадочный модуль НАСА InSight находится на расстоянии около 1 600 км, а большой древний вулкан Элизиум Монс возвышается над равнинами на северо-востоке. © MOLA Science Team

Последствия такого недавнего извержения лежат глубже, чем просто сейсмологические данные. Вулкан на Марсе потенциально может поддерживать подповерхностную микробную жизнь, создавая тепло и перенося питательные вещества через камни.

Недавнее исследование Университета Брауна показало, что сегодня на Марсе могут быть эти благоприятные условия, и новое исследование придает вес этой идее.

«Взаимодействие восходящей магмы и ледяного субстрата этого региона могло сравнительно недавно создать благоприятные условия для микробной жизни и повышает вероятность существования жизни в этом регионе», — говорят ученые.

Исследование было опубликовано в журнале Icarus.