БиологияГенетика

Ученые установили последовательность генома вымершего гигантского лемура

Megaladapis edwardsi - один из крупнейших вымерших лемуров, когда-то населявших остров Мадагаскар.

Международная группа ученых успешно секвенировала ядерный геном лемура Megaladapis edwardsi, представителя мегафауны, который вымер примерно 1200 лет назад.

Megaladapis edwardsi — один из крупнейших вымерших лемуров, когда-то населявших остров Мадагаскар.

Неофициально известный как лемур-коала, он был в длину более 1,3 метра и весил 85 кг.

Megaladapis edwardsi отличался от всех ныне живущих лемуров: тело животного было приземистым и сложено, как у коалы; его длинные руки, пальцы, ступни и пальцы ног были приспособлены для хватания за деревья.

«Сегодня на Мадагаскаре обитает более 100 видов лемуров, но в недавней истории разнообразие этих животных было еще больше», — говорят ученые.

Из скелетов и радиоуглеродного датирования ученые знают, что по крайней мере 17 видов лемуров вымерли, и что эти исчезновения произошли относительно недавно.

Что удивительно, так это то, что все вымершие лемуры были крупнее, чем те, что выжили, а некоторые значительно крупнее.

Чтобы секвенировать ядерный геном Megaladapis edwardsi, генетики извлекли ДНК из окаменелой челюстной кости возрастом 1475 лет.

Необычайно хорошо сохранившийся образец был обнаружен на месте Белоха Анавоха на крайнем юге Мадагаскара.

«Предыдущие исследования, основанные на сравнении черепа и зубов, показали, что Megaladapis edwardsi был тесно связан с современным лемуром-лаской (Lepilemur mustelinus)», — сказала Стефани Марчиньяк, автор исследования.

«Однако наш генетический анализ показал, что вымерший лемур более близок к живому краснолобому лемуру (Eulemur rufifrons)».

Помимо лемуров, исследователи сравнили геном Megaladapis edwardsi с геномами десятков более отдаленных видов, в том числе золотистых курносых колобиновых обезьян, которые являются фолоядными (поедают листья), и лошадей, которые являются травоядными.

«Мы обнаружили сходство между Megaladapis edwardsi и этими двумя видами в некоторых генах, которые кодируют белковые продукты, которые участвуют в биоразложении токсинов растений и в усвоении питательных веществ, что согласуется с данными стоматологических исследований, свидетельствующих о том, что Megaladapis edwardsi был фолядным», — сказала Стефани Марчиньяк.

В частности, ученые выявили сходство между Megaladapis edwardsi и золотистой курносой обезьяной по генам с функциями гидролазной активности, а также между Megaladapis edwardsi и лошадью по генам с функциями щеточной каймы.

«Гидролазы помогают расщеплять вторичные соединения растений, в то время как микроворсинки каймы играют решающую роль в усвоении питательных веществ и химическом распаде в кишечнике».

Результаты исследования были опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.