Обнаружена небольшая черная дыра в звездном скоплении за пределами нашей галактики

0 297

Используя Очень Большой Европейской Южной Обсерватории ( ESO), астрономы обнаружили небольшую черную дыру за пределами Млечного Пути, изучив, как она влияет на движение в непосредственной близости от нее. Это в первый раз, когда новый метод обнаружения был использован для выявления наличия черной дыры за пределами нашей галактики. Этот метод может стать ключом к обнаружению скрытых черных дыр в Млечном Пути и близлежащих галактиках, а также пролить на то, как эти загадочные объекты образуются и развиваются.

Недавно обнаруженная была замечена в NGC 1850, скоплении из тысяч звезд на расстоянии примерно 160 000 световых лет в Большом Магеллановом Облаке, соседней галактике Млечного Пути.

«Подобно Шерлоку Холмсу, выслеживающему преступника по уликам, мы смотрим на каждую звезду в этом скоплении с увеличительным стеклом в одной руке, пытаясь найти доказательства наличия черных дыр, но не наблюдая их напрямую», — говорит Сара Сарацино из Института астрофизических исследований Ливерпульского университета, которая возглавляла исследование. «Показанный результат представляет только одного из разыскиваемых преступников, но, когда вы его нашли, вы уже на пути к обнаружению многих других в разных группах».

Этот первый «преступник», обнаруженный командой астрономов, оказался примерно в 11 раз массивнее нашего Солнца. Уликой, которая вывела астрономов на след этой черной дыры, было ее гравитационное воздействие на звезду массой в пять солнечных масс, вращающуюся вокруг нее.

Астрономы ранее обнаруживали такие маленькие черные дыры «звездной массы» в других галактиках, улавливая рентгеновское свечение, испускаемое при поглощении вещества, или гравитационные волны, возникающие при столкновении черных дыр друг с другом или с нейтронными звездами.

Однако большинство черных дыр звездных масс не выдают своего присутствия через рентгеновские лучи или гравитационные волны. «Подавляющее большинство из них можно раскрыть только динамически», — говорит Стефан Драйцлер, член команды астрономов из Геттингенского университета в Германии. «Когда они образуют систему со звездой, они будут влиять на ее движение тонким, но заметным образом, поэтому мы можем найти их с помощью сложных инструментов».

Этот динамический метод, используемый учеными, может позволить астрономам найти еще много черных дыр и помочь раскрыть их тайны. «Каждое совершенное нами обнаружение будет иметь важное значение для нашего будущего понимания звездных скоплений и черных дыр в них», — говорит соавтор исследования Марк Гилес из Университета Барселоны, Испания.

Обнаружение в NGC 1850 знаменует собой первый случай, когда была обнаружена в молодом звездном скоплении (скоплению всего около 100 миллионов лет, мгновение ока по астрономическим масштабам).

Использование их динамического метода в аналогичных звездных скоплениях может открыть еще больше молодых черных дыр и пролить новый на их эволюцию. Сравнивая их с более крупными и зрелыми черными дырами в более старых скоплениях, астрономы смогут понять, как эти объекты растут, питаясь звездами или сливаясь с другими черными дырами. Кроме того, отображение характеристик черных дыр в звездных скоплениях улучшает понимание происхождения источников гравитационных волн.

Исследователи говорят, что Чрезвычайно большой ESO в Чили, который должен начать работать в конце этого десятилетия, позволит найти еще больше скрытых черных дыр. «ELT определенно произведет революцию в этой области», — говорит Сара Сарачино. «Это позволит нам наблюдать значительно более слабые в том же поле зрения, а также искать черные дыры в шаровых скоплениях, расположенных на гораздо больших расстояниях».

Исследование было опубликовано в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.