Астрономия и космос

Астрономы обнаружили самую большую группу планет-изгоев

Планеты-изгои — это неуловимые космические объекты, масса которых сопоставима с массами планет в нашей Солнечной системе, но они не вращаются вокруг звезд, а свободно перемещаются сами по себе. До сих пор о них было известно немногое, но группа астрономов, используя данные нескольких телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) и других объектов, только что открыла по крайней мере 70 новых планет-изгоев в нашей галактике. Это самая большая группа из когда-либо обнаруженных планет-изгоев и важный шаг к пониманию происхождения и особенностей этих загадочных галактических странников.

Планеты-изгои, прячущиеся вдали от освещающих их звезд, обычно невозможно отобразить. Однако астрономы воспользовались тем фактом, что через несколько миллионов лет после своего образования эти планеты все еще достаточно горячие, чтобы светиться, что делает их непосредственно обнаруживаемыми чувствительными камерами на больших телескопах.

Они обнаружили по крайней мере 70 новых планет-изгоев с массой, сопоставимой с массой Юпитера, в области звездообразования, близкой к нашему Солнцу, в созвездиях Скорпиона и Змееносца.

Чтобы обнаружить так много планет-изгоев, команда ученых использовала данные за 20 лет, полученные с нескольких наземных и космических телескопов. «Мы измерили крошечные движения, цвета и яркость десятков миллионов источников на большой площади неба», — поясняет автор исследования Нурия Мирет-Ройг. «Эти измерения позволили нам надежно идентифицировать самые слабые объекты в этом регионе — планеты-изгои».

Астрономы использовали наблюдения очень большого телескопа ESO (VLT), телескопа для обзора в видимой и инфракрасной области спектра (VISTA), обзорного телескопа VLT (VST) и 2,2-метрового телескопа MPG / ESO, расположенного в Чили, а также других объектов.

«Подавляющее большинство наших данных поступает из обсерваторий ESO, которые были крайне важны для исследования. Их широкое поле зрения и уникальная чувствительность были ключом к нашему успеху», — объясняет Эрве Боуи, астроном из Лаборатории астрофизики Бордо, Франция, и руководитель нового исследования.

«Мы использовали десятки тысяч широкоугольных изображений с объектов ESO, соответствующих сотням часов наблюдений, и буквально десятки терабайт данных».

Команда также использовала данные со спутника Gaia Европейского космического агентства, что ознаменовало огромный успех сотрудничества наземных и космических телескопов в исследовании и понимании Вселенной.

Исследование предполагает, что таких неуловимых беззвездных планет-изгоев, которые еще предстоит открыть, может быть гораздо больше.

«Несколько миллиардов этих свободно плавающих планет-гигантов могут перемещаться по Млечному Пути без своей звезды-хозяина», — объясняет Эрве Боуи.

Изучая недавно обнаруженные планеты-изгои, астрономы могут найти ключ к разгадке того, как формируются эти загадочные объекты.

Некоторые ученые считают, что планеты-изгои могут образоваться в результате коллапса газового облака, которое слишком мало, чтобы привести к образованию звезды, или что они могли быть выброшены из своей родительской системы. Но какой механизм более вероятен, остается неизвестным.

Дальнейшие достижения в области технологий будут ключом к разгадке тайны этих кочевых планет. Команда надеется продолжить их более детальное изучение с помощью будущего Чрезвычайно большого телескопа ESO (ELT), который в настоящее время строится в чилийской пустыне Атакама и который должен начать наблюдения в конце текущего десятилетия.

«Эти объекты очень тусклые, и мало что можно сделать для их изучения с помощью современных средств», — говорит Эрве Боуи. «ELT будет иметь решающее значение для сбора дополнительной информации о большинстве найденных нами планет-изгоев».

Исследование было опубликовано в Nature Astronomy.