Когда вы читаете эти слова, звучит ли у вас в голове голос, который, по сути, произносит их? Если да, то это так называемая субвокализация, или беззвучная речь. Это обычная привычка, которая есть у многих людей, и она часто полезна для понимания, но некоторые утверждают, что вы можете подавить или даже устранить ее, чтобы повысить скорость чтения. Есть ли в этом утверждении какая-то правда или ценность?
Субвокализация — это не просто «обдумывание» слов во время чтения. В процессе чтения участвуют и части тела, такие как глаза, губы, горло, язык, голосовые связки, гортань и челюсти. Хотите верьте, хотите нет, но даже когда вы «молча» читаете, вы все равно совершаете крошечные движения, похожие на те, что вы совершаете при активной речи. Просто вы этого не осознаете.
На самом деле исследователи смогли расшифровать материалы, которые участники читали молча, прикрепив электромагнитные датчики к их органам речи.
Даже наш мозг, похоже, реагирует на этот акт так, как если бы он имел дело с настоящей речью. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что при молчаливом чтении активируются участки мозга, сходные с теми, что связаны с открытой речью, например область Брока, которая участвует в языковом прогнозировании.
Почему у нас появляется голос, когда мы читаем молча?
Хотя ученые не до конца уверены в этом, в настоящее время существует мнение, что субвокализация имеет ряд преимуществ, связанных с пониманием и памятью. Например, исследования показывают, что наша рабочая память опирается на так называемую фонологическую петлю, которая может иметь отношение к субвокализации.
Согласно этой модели, в нашем сознании есть пассивное хранилище, которое удерживает вербальную информацию в течение короткого периода времени (несколько секунд). Это фонологическое хранилище отвечает за сохранение звуков слов, которые мы слышим. Для того чтобы выучить слова, у нас есть «процесс артикуляторной репетиции», который активно обрабатывает услышанные звуки и обновляет их в хранилище путем субвокального повторения — как бы беззвучно повторяя слова, чтобы сохранить их в памяти.
Если эта модель верна, то при обычном чтении «про себя» мы преобразуем письменную информацию в фонологическую форму, которая позволяет нам воспринимать ее так же, как если бы это была устная информация. Таким образом, слова оказываются в том же фонологическом хранилище. При этом фонологический контур помогает сохранить последовательность слов и фраз, чтобы мы могли понять их синтаксическую и семантическую структуру.
Есть ли плохая сторона у субвокализации?
Субвокализация — это то, что делают многие люди. Это обычная привычка чтения, которая, вероятно, сформировалась благодаря тому, как многие из нас учатся читать — медленно читая слова вслух.
Большинство глухих людей не занимаются субвокализацией, поскольку их обычно учат читать по-другому, но у них проявляются некоторые формы субжестикуляции, когда они совершают небольшие мышечные движения руками и предплечьями во время чтения.
Для большинства из нас субвокализация — врожденный аспект процесса чтения, но для некоторых она считается помехой.
Сторонники стратегий «скорочтения» утверждают, что субвокализация замедляет скорость чтения. Это происходит потому, что она может вызвать гиперфиксацию, которая мешает пониманию.
В то же время субвокализация соответствует скорости чтения и скорости речи. Так, если средний человек может произнести около 200-250 слов в минуту, то средний читатель сможет прочитать 200-250 слов в минуту.
Но, несмотря на некоторые заявления гуру чтения, утверждающих, что субвокализацию можно устранить, чтобы стать суперскоростным читателем, эта врожденная привычка никуда не денется. Однако вы можете ограничить влияние субвокализации на ваше чтение с помощью некоторых трюков, которые помогут вам ускориться, но только до определенной степени.
Смотрите также: почему скорочтение не работает?