Нобелевская премия по физике 2020 года
В этом году Нобелевскую премию по физике разделяют три лауреата за открытие одного из самых экзотических явлений во Вселенной — черной дыры. Роджер Пенроуз (который работал совместно со Стивеном Хокингом) показал, что общая теория относительности приводит к образованию черных дыр.
Рейнхард Генцель и Андреа Гез обнаружили, что невидимый и чрезвычайно тяжелый объект управляет движением звезд в центре нашей галактики. Сверхмассивная черная дыра — это единственное известное в настоящее время объяснение.
Роджер Пенроуз использовал гениальные математические методы в своем доказательстве того, что черные дыры являются прямым следствием общей теории относительности Альберта Эйнштейна.
В январе 1965 года, через десять лет после смерти Эйнштейна, Роджер Пенроуз доказал, что черные дыры действительно могут образовываться, и подробно описал их; в основе черных дыр лежит сингулярность, в которой прекращаются все известные законы природы.
Его новаторская статья до сих пор считается самым важным вкладом в общую теорию относительности со времен Эйнштейна.
Рейнхард Генцель и Андреа Гез возглавляют группу астрономов, которые с начала 1990-х годов сосредоточились на области под названием Стрелец А* в центре нашей галактики.
Орбиты самых ярких звезд, ближайших к середине Млечного Пути, были нанесены на карту с возрастающей точностью. Измерения этих двух групп совпадают, и обе обнаруживают чрезвычайно тяжелый, невидимый объект, который влияет на движение звезд. Около четырех миллионов солнечных масс собраны вместе в области, не превышающей нашу Солнечную систему.
Используя самые большие в мире телескопы, Рейнхард Генцель и Андреа Гез разработали методы, позволяющие увидеть сквозь огромные облака межзвездного газа и пыли центр Млечного пути.
Расширяя границы технологии, они усовершенствовали новые методы, чтобы компенсировать искажения, вызванные атмосферой Земли, построив уникальные приборы и посвятив себя долгосрочным исследованиям. Их новаторская работа дала нам наиболее убедительные доказательства существования сверхмассивной черной дыры в центре Млечного пути.
“Исследования лауреатов этого года открыли новые горизонты в изучении компактных и сверхмассивных объектов. Но эти экзотические объекты все еще ставят много вопросов, которые требуют ответов и мотивируют будущие исследования. Не только вопросы об их внутренней структуре, но и вопросы о том, как проверить нашу теорию гравитации в экстремальных условиях в непосредственной близости от черной дыры”, — говорит Дэвид Хэвиленд, председатель Нобелевского комитета по физике.