ИсторияПопулярная наука

Почему индейцы не вторглись в Европу?

Представьте себе, что инопланетяне прилетели на огромных космических кораблях и завоевали нашу планету. Они несли с собой футуристическое смертоносное оружие и носили доспехи, которые не могла пробить ни одна пуля.

Инопланетное вторжение — популярный научно-фантастический сюжет. Обычно отважные земляне сплачиваются и побеждают, размахивая флагами и поздравляя себя. Но в реальном вторжении все было не так. Это была история о геноциде, эпидемиях и порабощении. И это произошло, когда европейцы пришли в «Новый Свет».

Но почему именно испанцы вторглись в Мексику, а не наоборот? Почему ацтеки не высадились в Лондоне, а племена майя в Мадриде? Ответ в основном сосредоточен на сельскохозяйственных культурах и коровах.

Два мира, отделенные друг от друга

Очень давно мир представлял собой один огромный массив суши, известный как Пангея. Затем, около 200 миллионов лет назад, различные континенты, которые мы знаем сегодня, разошлись.

Гораздо позже, примерно 300 000 лет назад, появились люди. Homo sapiens был любопытным и находчивым видом, которому не сиделось на месте, и поэтому к 45 000 году до нашей эры людям удалось обустроиться в каждом уголке известного мира.

Но была проблема: Евразию и Америку разделяли сотни километров воды. Несмотря на всю свою изобретательность, люди не смогли попасть из Сибири на Аляску.

Все изменилось во время «Последнего ледникового максимума», когда возникший сухопутный мост позволил Homo sapiens перебраться в Америку. За 7000 лет люди прошли от Аляски до самой оконечности Южной Америки, до современного Чили. Но когда уровень моря поднялся, эти исследователи — первые американцы — оказались отрезанными от своих евразийских собратьев.

Так продолжалось до прибытия испанских кораблей в 1492 году.

Расходящиеся пути

Примерно 15 000 лет существовало два человеческих общества: «американские индейцы» Америки и евразийцы Европы и Азии. Одним из основных различий между двумя группами были сельскохозяйственные ресурсы и методы.

Родиной Плодородного полумесяца Евразии являются восемь «культур-основателей», состоящих из злаков, таких как ячмень, бобовых, таких как горох, и льна. Все эти культуры легко сажаются, выращиваются и усваиваются. Эти культуры до сих пор обеспечивают большую часть калорий, потребляемых во всем мире. Две из них (лен и ячмень) можно найти за пределами Плодородного полумесяца, но другие вскоре были экспортированы и выращивались везде, где только можно, по всей Евразийской суше.

В то время как в Америке было много высокоурожайных культур (то есть богатых белком и калориями), они часто нуждались в очень специфической среде и были гораздо более трудоемкими в выращивании, чем евразийские растения. Что еще более важно, помидоры, кабачки, картофель и перец не могут храниться так же легко, как сушеные зерна.

Единственным зерном, доступным в Америке, была кукуруза, которая менее богата питательными веществами, чем восемь «культур-основателей», и требует дополнительной стадии обработки, называемой никстамализацией (приготовлении зёрен кукурузы в щелочных растворах).

В Евразии людям было гораздо проще добиться профицита калорий. Это позволило увеличить численность населения и обеспечить профессионализацию. Теперь, когда только некоторые люди занимались сельским хозяйством, все остальные могли заниматься другими делами: наукой, инженерным делом, математикой, литературой и философией. Так что, возможно, неудивительно, почему у евразийских обществ было стрелковое оружие, а у мезоамериканских — нет.

Смертельные микробы

И все же, какой бы смертоносной ни была винтовка, она не была самым опасным оружием, которое европейцы привезли в Новый Свет. Считается, что около 20 миллионов человек — 95% коренных народов того времени — умерли от вируса оспы. В конце концов, целые популяции были уничтожены вирусами и бактериями, которые европейцы носили в своих телах.

За несколько тысячелетий у народов Евразии выработался генетический иммунитет (или, по крайней мере, резистентность) к таким заболеваниям, как оспа. Почему? Потому что они жили в непосредственной близости от домашнего скота.

В своей книге 1997 года «Ружья, микробы и сталь» Джаред Даймонд пишет, что в мире существует всего 14 крупных травоядных животных, которых легко приручить. Из них «Только пять видов получили широкое распространение и значение во всем мире. Эти основные пять одомашненных млекопитающих — это корова, овца, коза, свинья и лошадь». Ни одно из этих животных не было родным для Америки. Только одна из 14 — лама/альпака — была родом из Анд Южной Америки.

Наличие всех видов одомашненных животных «Большой пятерки» давало Евразии огромное преимущество.

По словам Даймонда, «они давали мясо, молочные продукты, удобрения, наземный транспорт, кожу, военные штурмовые машины, тягу для плуга и шерсть, а также микробы, которые убивали людей, ранее с ними не контактирующих».

Жизнь рядом с животными означает, что вы ловите всевозможных микробов. Они часто представляют собой относительно слабые и менее смертоносные штаммы (например, коровья оспа), которые привьют вас против более сильных разновидностей (натуральной оспы).

Обмен и адаптация к микробам домашнего скота — вот что сделало евразийский геном устойчивым ко многим заболеваниям — устойчивости, которой не было у индейцев.

Оружие, микробы и многое другое

Книга Даймонда — одна из самых продаваемых книг по истории всех времен. Но, как и в любой книге по истории, вы не найдете там окончательный ответ на вопрос «почему европейцы вторглись в Мезоамерику, а не наоборот?»

Во-первых, повествование Даймонда преувеличивает географический детерминизм. История гораздо сложнее и с гораздо большим количеством переменных, чем с ответом на какой-либо один фактор.

Во-вторых, в истории гораздо больше случайности и удачи, чем может показаться. Кроме того, многие факторы остаются неучтенными — такие, как культура, политическая идеология, религия, экология и влияние, которое могут оказать великие или гениальные личности.

История, как и люди, которые ее создают, чрезвычайно сложна.

Источник
Big Think
Показать больше
Back to top button