Рентгеновские и инфракрасные наблюдения галактического центра
Сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики Млечный Путь, Стрелец A*, на сегодняшний день является ближайшим к нам подобным объектом
Сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики Млечный Путь, Стрелец A*, на сегодняшний день является ближайшим к нам подобным объектом, находится на расстоянии всего в 25 тысячах световых лет. Хотя она и не столь активна, как другие черные дыры, ее относительная близость дает астрономам уникальную возможность исследовать то, что происходит вблизи «края» черной дыры.
Наблюдаемая в радио-диапазоне с момента открытия и совсем недавно в инфракрасном и рентгеновском диапазоне, Стрелец A*, по-видимому, аккреционирует материал с очень низкой скоростью, всего несколько сотых массы Земли в год.
Ее рентгеновское излучение является постоянным, вероятно, в результате быстрых движений электронов в горячем аккреционном потоке, связанном с черной дырой. Периодически происходят вспышки выбросов, которые сильно варьируются; они появляются чаще в инфракрасном диапазоне, чем в рентгеновских лучах.
Некоторые субмиллиметровые вспышки также были предварительно связаны с ИК-вспышками, хотя их время отсрочено по сравнению с инфракрасными событиями. Несмотря на интенсивные усилия по наблюдению, физические механизмы, вызывающие вспышки вокруг черной дыры, до сих пор неизвестны и являются темой интенсивного теоретического моделирования.
Астрономы провели кампанию одновременных многоволновых наблюдений вспышек в черной дыре Стрелец A* с использованием обсерваторий Спитцер и Чандра.
За более чем сто часов данных, полученных за четыре года (самый длинный такой набор данных из когда-либо полученных), команда ученых наблюдала четыре события вспышек как в рентгеновском, так и в инфракрасном диапазоне, в которых рентгеновское событие, по-видимому, отстоит от инфракрасного излучения на десять-двадцать минут.
Корреляция между наблюдаемыми пиками означает, что между ними существует некоторая физическая связь, и небольшая разница во времени согласуется с моделями, которые описывают вспышки как происходящие от магнитного ускорения частиц.
Если в будущих наблюдениях, запланированных на лето 2019 года, также будут отмечены вспышки, они могут обеспечить новые ограничения по времени и связанные с ними физические модели.