Музыкальная гармония мира
Как вы думаете, что объединяет Моцарта, Верди, Pink Floyd и, например, Джими Хендрикса? Как это ни странно, но они исполняли музыку, которая отличалась от общепринятой настройки на частоту 440 Герц (далее Гц.) Нота Ля у них соответствовала так называемому «Вердиевскому» строю 432 Гц., и эта частота, как утверждают многие музыканты, связана с гармонией Вселенной. Например, специалисты из института Шиллера, проводя исследования влияния звуковых волн разной частоты, доказали положительную реакцию публики на такую музыку. До сих пор остаётся загадкой, почему в 1939 году, на конференции в Британском институте стандартов в Лондоне, в качестве стандарта для ноты “Ля” первой октавы была утверждена частоты 440 Гц.? И главное, не возможно нигде найти информацию чем они при этом руководствовались?..
В 2003 году вышла книга учёного-музыковеда Марии Ренольд «Интервалы, гаммы, тона и концертная высота». В ней она тестировала различные эффекты на слушателей, создаваемые настройкой на 440 и 432 Гц. Она попросила тысячи людей из разных стран в течение 20 лет оценивать свои чувства от слушания каждой из них. В итоге, выяснилось, что 90% опрошенных предпочитают настройку на 432 Гц. Когда их попросили описать её, они использовали такие слова, как «завершённый, правильный, спокойный и солнечный», а настройку на частоте 440 Гц. как «неудобную, угнетающую и ограниченную».
Было предпринято несколько попыток официально вернуть прежнюю частоту 432 Гц. В 1953 году 23 000 музыкантов Франции подписали обращение, в котором было требование сохранить 432 Гц., дабы «сохранить музыкальную гармонию Вселенной». В 1988 году вышеупомянутый Шиллеровский институт на конференции в Милане снова предпринял попытку вернуть стандарт частоты ноты «Ля» 432 Гц. И эту идею тогда поддержали многие музыканты, такие как Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Аннелиза Ротенбергер, Лучано Паваротти. Очень жаль, что эти попытки не увенчались успехом, ведь многие великие музыканты с древних времён играли музыку в более низких тонах.
В Государственном центральной музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки есть очень интересный экспонат. Он представляет собой девять камертонов по которым настраивались инструменты в разные эпохи и разными музыкантами. На табличках написаны года и числа колебаний каждого камертона: 1686 г. – 405 кол., 1781 г. – 409 кол., 1785 г. – 410 кол., 1799 г. – 429 кол., 1807 г. – 424 кол., 1831 г. – 430 кол., 1832 г. – 434 кол., 1859 г.– предельная высота строя равна 449 кол. Любопытно, что общепринятой частоты 440 Гц. в этом приборе почему-то нет… Зато наблюдается чёткая тенденция увеличения эталонной частоты на протяжении последних веков. Видимо, считалось, что чем выше частота, тем лучше звук. Таким образом, получается, чем ниже строй, тем больше мы возвращаемся к гармонии прошлого…
В самой первой строке можно прочесть: «Armide…1686 Lully»: «Армида» это опера Жана Батиста Люлли, которая впервые была исполнена 15 февраля 1686 года. Премьера состоялась в Париже, в театре Пале-Рояль. Недавно узнал, что в честь героини этой оперы назван астероид (514) Армида, открытый в 1903 году. Так вот, я пришёл к выводу, что именно этот эталон ноты «Ля» (405 Гц.) и является самым правильным. В этой частоте не только гармония в музыке, но гармония чисел и даже гармония мира, если хотите. Судите сами. Меняя октавы, т.е. умножая частоту 405 Гц. на 2, вы получите числа 810, 1620, 3240 и т.д. вплоть до числа 25920. А число 25920 известно ещё со времён древнего Египта, и представляет собой одну астрологическую эру. Если коротко, в прецессии Земли это один полный оборот оси планеты по кругу (360 градусов). И этот полный оборот происходит за 25920 лет, т.е. за 72 года на 1 градус. Кстати, забегая вперёд, число 72(72; 144; 288; 576…) соответствует ноте «До#».
Сразу хочу обратить ваше внимание, что сумма чисел в частотах, которые вы увидели выше практически всегда равно числу 9. Как пример 2+5+9+2=18, 1+8=9. Вы будете удивлены, но, если построить интервалы от «Ля» 405 Гц., большинство нот будут целые(!) числа. Нота «До», к примеру, будет равна 243 Гц., «Ре» — 270 Гц.… А, к примеру, частота 432 Гц., о которой было сказано выше, будет нотой «Си бемоль». Ну, и конечно же, сумма чисел у нот снова будет равна девятке. Далее об этом уже напоминать не буду, считайте сами, кому интересно. Ещё хочу добавить, что в Индийской классической музыке тоже есть аналог общепринятого звукоряда — саргам. Назван по названиям нот: са, ре, га, ма, па, дха, ни. Полные названия нот: саджа, ришабх, гандхар, мадхьям, панчам, дхаиват и нишад. Так вот, в одной из статей, описывающих эти ноты читаем: «…при Sa 240 Гц., Re 270 Гц., Ga 288 Гц., Ma 320 Гц., Pa 360 Гц., Dha 405 Гц. и Ni 432 Гц.». Вряд ли это простое совпадение…
Идем дальше. Что такое вообще Гц.? Это количество колебаний в секунду. За одну секунду было принято определение, связанное с вращением Земли вокруг своей оси. Секунда равнялась 1/86400 части солнечных суток. Это число вы тоже можете «услышать» в нашей гамме как «Фа#» (337,5; 675; 1350…86400 Гц.). Ну, и конечно же, самое интересное, нота Соль – 360 Гц., это число почти соответствует количеству дней в году. Так и хочется сказать: «Соль земли…» Только сразу возникает вопрос, почему не 365,2? Почему здесь нарушается т.н. «космическая» гармония? Может, произошло такое событие, что наша планета изменила скорость вращения? Почему не допустить, что когда-то в году действительно было ровно 360 дней?
Оказывается многие ученые, которые исследовали календари инков в Перу и майя в Юкатане, удивлялись, что они включали в себя именно 360 дней, а не 365; абсолютно так же реагировали ученые, изучавшие древние календари египтян, персов, индусов, халдеев, ассирийцев, евреев, китайцев, греков и римлян… Собственно, отсюда и происходит система деления года на 360 дней. Это деление сферы на 360 градусов. Доподлинно известно, например, что вавилонский год состоял только из 360 дней. И это было известно еще до того, как были расшифрованы клинописные надписи: Ктесий писал, что стены Вавилона имели 360 фурлонгов в окружности, «столько, сколько было дней в году». Таких примеров множество…
Также хочу напомнить, что относительно недавно, по всему земному шару до сих пор находят признаки т.н. глобальной катастрофы позднего дриаса. Одна из наиболее правдоподобных версий этой катастрофы — столкновение Земли с космическим объектом. И если это столкновение привело к вымиранию большинства крупных видов животных в Северном полушарии — мастодонтов, мамонтов, верблюдов, лошадей и саблезубых тигров, то почему оно не могло повлиять на угол вращения и орбиты Земли и Луны? Вполне возможно, что именно так древний год и превратился в «медленно движущийся», равный 365 дням, 5 часам, 48 минутам, 46 секундам, а лунный месяц стал равен 29 дням, 12 часам, 44 минутам, 2,7 секунды. Более подробно об этой катастрофе я писал в статьях «Комета столкнулась с землёй 12,9 тыс. лет назад» и «Кольца Земли и глиняные дожди средневековья».
В конце статьи хотелось бы ещё упомянуть Иоганн Кеплера, который в своём трактате «Гармония мира», изданном ещё в 1619 году, разработал теорию «гармонии сфер», увязывая математические соотношения в движении планет с музыкальными интервалами. Кеплер установил семь основных гармонических интервалов (консонансов): октаву (2/1), большую сексту (5/3), малую сексту (8/5), чистую квинту (3/2), чистую кварту (4/3), большую терцию (5/4) и малую терцию (6/5), из которых далее он вывел весь звукоряд как мажорного, так и минорного наклонения. Хочу подчеркнуть, что в данной статье описан звукоряд, который построен с учётом этих интервалов. Он ещё называется «натуральным». Сейчас, конечно, мало кто его использует, потому что начиная с Иоганна Себастьяна Баха, практически все музыканты играют т.н. равномерно темперированным строем. Подробнее об этом можете прочитать в одноимённой статье Википедии.
Не знаю, насколько я был убедителен в этой статье, но, после того как я перевёл несколько музыкальных композиций в 405 Гц., ощутил довольно большую разницу в восприятии. И теперь, каждый раз, когда хочется отвлечься от каждодневной суеты, я включаю эти треки. Может быть и вам уже пора вернуться к древним истокам, и насладиться настоящей гармонией мира?