Неандертальцы и люди организовывали жилое пространство схожим образом
Исследование дает свежее представление о том, как неандертальцы и Homo sapiens организовали свое жизненное пространство
Как наши палеолитические предки организовывали свое жизненное пространство?
В новом исследовании археологи из Университета Монреаля и Университета Генуи показывают, что неандертальцы не только не были более примитивными и менее развитыми, но и делали то же самое, что и люди: чувствовали себя как дома.
Анализируя артефакты и особенности протоориньякского и мустьерского уровней стоянки Рипаро-Бомбрини на северо-западе Италии, ученые выявили общие закономерности расселения между двумя популяциями.
Составив карту распределения каменных орудий, костей животных, охры и морских раковин по поверхности раскопок, они смогли создать четкие и поддающиеся интерпретации модели пространственной структуры раскопок, выявив отдельные группы артефактов и материалов, чтобы сделать вывод о поведенческом значении различных групп, которые там жили.
«Эта однородность в пространственном распределении намекает на основную структуру того, как эти древние люди использовали пространство», — сказала Амели Валлеран, которая возглавляла исследование.
«Подсчитав количество смежных единиц одного и того же типа кластеров, мы смогли различить закономерности, которые помогут нам определить деятельность, осуществляемую этими группами», — говорит Амели Валлеран.
«Применение количественных и статистических методов позволило нам значительно уменьшить предвзятость и предоставить убедительные доказательства, выходящие за рамки качественных описаний пространственной организации».
Объединив этот пространственный анализ с изучением каменной технологии, остатков фауны и морских раковин, исследователи смогли нарисовать полную картину поведенческих сходств и различий между этими древними популяциями.
Сходства были такие:
- И неандертальцы (Homo neanderthalensis), и люди (Homo sapiens) продемонстрировали структурированное использование пространства, разделив свои жилые помещения на отдельные зоны высокой и низкой активности. Это предполагает общую когнитивную способность к пространственной организации.
- Центральные тенденции заселения для обеих групп были установлены в течение тысяч лет повторных заселений: повторяющееся положение внутренних очагов и ямы для мусора, сохраняющейся на всех уровнях, подчеркивает непрерывность планировки.
- Организация всех трех уровней была обусловлена стратегиями землепользования и мобильности: они связаны с различиями в продолжительности заселения, интервалах повторного заселения, количестве жителей и характере осуществляемой деятельности. Следовательно, планирование и организация были ключевыми моментами.
Но были и различия:
- Заселения неандертальцев показали более низкую интенсивность по сравнению с заселениями Homo sapiens: плотность артефактов была ниже, и было идентифицировано меньше скоплений.
- На каждом из уровней существуют различные модели распределения и использования пространства: неандертальцы время от времени использовали место Рипаро-Бомбрини как часть системы высокой мобильности в контексте быстрых климатических изменений, в то время как Homo sapiens чередовали краткосрочные и долгосрочные базовые лагеря, чтобы приспособиться к своей новой территории.
Переход от неандертальцев к Homo sapiens в Лигурии характеризовался быстрой сменой позднемустьерского (неандертальского) технокомплекса протоавриньякского (Homo sapiens), при этом контактов между двумя видами не наблюдалось.
Это новое исследование подчеркивает важность прямого сравнения пространственного поведения неандертальцев и Homo sapiens в пределах одного и того же участка с использованием согласованных параметров, чтобы минимизировать аналитическую погрешность.
В целом авторы приходят к выводу, что «в том, как использовалось это пространство, существует определенная логика», независимо от того, какие виды присутствовали в то время.
«Как и Homo sapiens, неандертальцы организовали свое жизненное пространство структурированным образом, в соответствии с различными задачами, которые там выполнялись, и своими потребностями. Таким образом, это еще одно исследование, показывающее, что неандертальцы были более «человечными», чем принято считать», — говорит Амели Валлеран.
Исследование было опубликовано в Journal of Archaeological Method and Theory.