АрхеологияГенетика

Самое большое генеалогическое древо показывает, что неолитическое общество было моногамным

Учеными была собрана крупнейшая в истории родословная, составленная из древней ДНК, которая рисует картину жизни и отношений людей, живших около 6800 лет назад.

Неолит ознаменовался большими изменениями для человечества, когда земледелие заменило охотников-собирателей, что позволило нашему виду выработать новые социальные обычаи и более сложные брачные отношения.

Появление сельского хозяйства принесло с собой богатство и социальную иерархию, поскольку группы людей расселились по Европе и основали небольшие поселения, внутри которых начали появляться уникальные культуры.

Погребальные обычаи изменились, и ученые смогли исследовать остатки средненеолитического некрополя Гурги  — «Ле-Нуаза» (Les Noisats), которые находится в районе департамента Йонна на востоке Франции.

Кладбище было источником древней ДНК, использованной в недавнем исследовании для выборки людей и создания двух массивных генеалогических деревьев, рисующих беспрецедентную картину жизни и отношений. Одно из деревьев объединяет 64 человека в семи поколениях, что делает его самой большой родословной, построенной на основе древней ДНК на сегодняшний день.

Если вы думаете, что родословная предназначена для собак, вы правы, но это также название, данное записи о происхождении любого животного, включая человека — вместо этого мы просто склонны называть их генеалогическими деревьями. Исследование также позволило собрать воедино вторую, более скромную родословную, объединяющую 12 человек, охватывающих пять поколений.

Ученые смогли сделать это, проанализировав их геномы, а также изучив значения соотношения изотопов стронция, данные митохондриальной ДНК (которые обычно поступают от материнских линий), данные Y-хромосомы, возраст на момент смерти и генетический пол.

Это подтвердило подозрения исследователей о том, что места захоронения на хорошо организованном кладбище в Ле-Нуаза не были выбраны случайным образом, поскольку имелись данные, свидетельствующие о том, что умершие были похоронены рядом с родственниками.

«Отец-основатель» кладбища умер в другом месте, но был перезахоронен в Гурги. Должно быть, он имел большое значение для группы близких родственников, которые пользовались кладбищем.
«Отец-основатель» кладбища умер в другом месте, но был перезахоронен в Гурги. Должно быть, он имел большое значение для группы близких родственников, которые пользовались кладбищем. © University of Bordeaux / PACEA

«С самого начала раскопок мы обнаружили свидетельства полного контроля над погребальным пространством и очень немногих перекрывающихся захоронений, что создавало ощущение, что этим местом управляла группа близких людей или, по крайней мере, люди, которые знали, кто был где похоронен», — сказал в своем заявлении Стефан Ротье из Университета Бордо, археоантрополог, раскопавший это место в период с 2004 по 2007 год.

«Отец-основатель» кладбища был идентифицирован как VIP, который находился на вершине самого большого генеалогического древа и был найден похороненным рядом с женщиной, от которой ученым не удалось получить генетические данные. Он явно имел большое значение, потому что то, как были захоронены его кости, указывало на то, что он умер где-то в другом месте, был похоронен и эксгумирован, чтобы снова быть погребенным рядом с женщиной.

Этот мужчина олицетворял начало сильной отцовской линии, но со стороны женщин все было совсем иначе. Материнские (митохондриальные) линии и стабильные изотопы указывают на то, что большинство женщин были из других географических мест, предполагая, что это было патрилокальное общество, в котором мужчины оставались на своей родине, но имели потомство от женщин из-за пределов Гурги.

Реконструировано генеалогическое древо крупнейшей генетически родственной группы в Гурги.
Реконструировано генеалогическое древо крупнейшей генетически родственной группы в Гурги. © University of Bordeaux / PACEA

Тем временем женщин отсылали, а те, кто присоединялся к сообществу, прибывали из разных мест, а не из одного, а это означает, что «сцена свиданий» 6800 лет назад была изменчивой и разнообразной, поскольку люди «менялись» между поселениями. Это было благом для генетического разнообразия.

Ранние фермеры также были явно моногамными, о чем свидетельствует отсутствие сводных братьев и сестер, что обычно исключает полигамию или серийную моногамию (наличие одних отношений за другими). Кажется, им нравились большие семьи, но они пережили много потерь.

«Мы наблюдаем большое количество полных братьев и сестер, достигших репродуктивного возраста, — говорит первый автор исследования Майте Риволлат. «В сочетании с ожидаемым равным числом женщин и значительным числом умерших младенцев это указывает на большой размер семьи, высокий уровень рождаемости и в целом стабильные условия здоровья и питания, что весьма поразительно для таких древних времен».

Исследование демонстрирует, что потенциальные захоронения, подобные тому, что находится в Ле-Нуаза, открывают окно в прошлое нашего вида, а это означает, что мы можем стать свидетелями жизни сообществ, которые существовали тысячи лет назад.

«Только благодаря крупным достижениям в нашей области в самые последние годы и полной интеграции контекстных данных стало возможным провести такое экстраординарное исследование», — заключил Вольфганг Хаак из Института эволюционной антропологии Макса Планка, старший автор исследования. «Это воплощение мечты каждого антрополога и археолога, открывающее новые возможности для изучения древнего человеческого прошлого».

Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Дополнительно
Nature
Показать больше
Back to top button