Сверхмассивная черная дыра вызвала звездообразование в карликовой галактике
Астрономы наблюдали центральные области Henize 2-10, карликовой галактики со вспышкой звездообразования, которая имеет центральную массивную черную дыру. Наблюдения проводились в оптических длинах волн с помощью спектрографа изображений (STIS) на космическом телескопе Хаббл.
Henize 2-10 находится в 30 миллионах световых лет от нас в южном созвездии Компас.
Эта галактика, также известная как ESO 495-21 и LEDA 24171, имеет диаметр всего 3000 световых лет, но в ее ядре находится черная дыра массой около миллиона солнечных масс.
«Мы догадывались, что в Henize 2-10 происходит что-то необычное и особенное, и теперь Хаббл предоставил очень четкую картину связи между черной дырой и соседней областью звездообразования, расположенной в 230 световых годах от черной дыры», — говорят астрономы.
Эта связь — истечение газа, протянувшееся через пространство. В этом регионе уже был плотный газовый кокон, когда туда прибыл низкоскоростной поток.
Спектроскопия Хаббла показывает, что поток двигался со скоростью около 1,6 миллиона км/ч, врезаясь в плотный газ и растекаясь.
Новорожденные звездные скопления усеивают путь распространения оттока, их возраст также рассчитан Хабблом.
Это эффект, противоположный тому, что наблюдается в более крупных галактиках, где материал, падающий на черную дыру, уносится окружающими магнитными полями, образуя пылающие струи плазмы, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света.
Газовые облака, попавшие на пути джетов, будут нагреваться намного больше, чем их способность охлаждаться и образовывать звезды.
Но с менее массивной черной дырой в галактике Henize 2-10 и ее более мягким истечением газ был сжат ровно настолько, чтобы вызвать новое звездообразование.
«Находясь всего в 30 миллионах световых лет, Henize 2-10 находится достаточно близко, чтобы Хаббл смог очень четко зафиксировать как изображения, так и спектроскопические свидетельства истечения черной дыры», — сказал Закари Шутте, аспирант Института экстремальной гравитации в Университет штата Монтана.
«Дополнительным сюрпризом было то, что отток не подавлял звездообразование, а вызывал рождение новых звезд».
«Удивительное разрешение Хаббла ясно показывает штопорообразную структуру потоков газа, которую мы можем подставить к модели прецессии или колебания истечения из черной дыры. У остатка сверхновой не было бы такой картины, и поэтому это фактически наше неопровержимое доказательство того, что это черная дыра», — сказала астроном Эми Рейнс, первый автор исследования.