Почему игральные кости в Римской империи были асимметричны?
Исследователи считают, что они, возможно, разгадали тайну того, почему люди, жившие во времена Римской империи, использовали в своих играх неровные игральные кости. В статье, опубликованной в журнале «Археологические и антропологические науки», Джелмер Эркенс и Алекс де Фогт описывают свое исследование игральных костей, использовавшихся во времена Римской империи.
Во времена Римской империи люди играли в игру под названием таберна (похожая на нарды), в которой бросали кости.
Игральные кости были сделаны из костей животных, металла или глины, и на их гранях были изображены символы, обозначающие числа, как и в современных игральных костях.
Но при этом они заметно отличались по форме. Римские игральные кости обычно были удлиненными или имели другие странные формы, которые делали их асимметричными.
В ходе своей работы исследователи изучили 28 костей того периода и обнаружили, что 24 из них были асимметричными. Они обнаружили закономерность в неровностях — значки, обозначающие единицу и шестерку, часто присутствовали на больших противоположных поверхностях.
Предыдущие исследования показали, что асимметрия кости может повлиять на вероятность того, что данная грань приземлится лицевой стороной вверх.
Основываясь на своих измерениях, исследователи подсчитали, что разница в размере изменит шансы выпадения заданного числа в среднем с одного из 6 до одного из 2,4.
Чтобы выяснить, делали ли римляне асимметричные игральные кости в качестве средства мошенничества, исследователи провели эксперимент: они попросили 23 студентов проставить числа на копиях асимметричных римских игральных костей.
Исследователи пришли к выводу, что, поскольку студенты не знали цели эксперимента и не имели стимула к жульничеству, они в основном ставили оценки случайным образом.
Однако, студенты по-прежнему ставили единицу и шестерку на большей стороне. Когда их спрашивали, почему, многие говорили, что это было проще, потому что начинать с большой стороны означало заканчивать на большой стороне, где им нужно было разместить наибольшее количество точек (6) — вывод, который предполагает, что римляне не пытались обманывать, они просто пытались сделать жизнь проще для себя.
Это также говорит о том, что они не слишком беспокоились о том, какой стороне кости присвоить какой номер, потому что считали, что многие случайные события, такие как бросание костей, регулируются судьбой.
Но исследователи также отмечают, что более умные люди, вероятно, со временем поняли, что при определенных бросках кости с большей вероятностью выпадет единица или шестерка, и, таким образом, выбирали одно или другое.