Психологическая энциклопедия

ОПРОС АНКЕТНЫЙ

— обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения О. а. является частным случаем общения, но обладает своими психологическими особенностями. О. а. является асимметричным общением, при к-ром социолог (интервьюер) берет на себя преимущественно функции воздействия, т. е. субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет, он может стремиться избегать участия в опросе. О. а. является общением, опосредованным как личностью интервьюера, так и техническими средствами опроса, в том числе структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления.
Показать больше
Back to top button