Психологическая энциклопедия

РУБИН (RUBIN) ЭДГАР ДЖОН

(6.9.1886,Копенгаген — 3.5.1951, Холте) — датский психолог.
Биография.
Образование получил в колледже Соломанна, затем изучал философию в университетах Копенгагена (1904-1911,1915) — здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультанного светового контраста под руководством А.Леманна — и Геттингена (1911-1914), здесь работал в лаборатории Г.Мюллера, затем, вместе с Д.Катцем, — под руководством Э.Гуссерля (магистр психологии, 1910; доктор философии,1915).С 1916 г. по 1918 г. Рубин работал в качестве доцента Копенгагенского университета, с 1918 г. по 1922 г. — преподавателем, а с 1922 г. профессором экспериментальной психологии (как преемник А.Леманна руководил психологической лабораторией). Президент Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене.
Исследования.
Своей знаменитой работой «Визуально воспринимаемые фигуры» (Synsoplevede Figuer. Kobenhavn, 1915) о соотношении фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории гештальтпсихологии. Здесь он дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон — как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал классическое двойственное изображение — «Вазу Рубина», которая кажется то бокалом, то двумя лицами (1921).
Сочинения.
Zur Psychophisik der Geradheit // Z. f. Psychol. 1922, 90, S. 67-105;
Die Nichtexistenz der Aufmerksamkeit // Ber. u. d. 9 Kongr. f. exper. Psychol. Munch., 1926, S. 211-212, в рус. пер.: Несуществующее внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976, с. 144-145;Gerauschverschwiebungsversuche // Acta Psychol. 1932, 4, S. 203-236.Литература.
Ярошевский М.Г. История психологии. 3 изд., М., 1985.
Показать больше
Back to top button