Психологическая энциклопедия

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Этимология.
Происходит от лат. sensus — чувство, ощущение + motor — двигатель и intellectus — ум.
Категория.
Теоретическое понятие, введенное Ж.Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет).
Специфика.
Предшествует периоду интенсивного овладения речью. На этой стадии, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект.
Этот период разбивается на шесть частных стадий:
• упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.);
• первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4-6 мес.);
• координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 4-6 до 8-9 мес.);
• стадия «практического» интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия (от 8 до 11 мес.);
• третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей (от 11-12 до 18 мес.);
• ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане (от 18 до 24 мес.).
Показать больше
Back to top button