Психологическая энциклопедия

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Этимология.
Происходит от греч. psyche — душа + physis — природа + logos — учение.
Категория.
Раздел психофизиологии.
Специфика.
Изучает процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им исторически выработанного социального опыта и осуществляется на основе биологического созревания.
Исследования.
Показано, что наиболее существенное значение для нормального психического развития ребенка имеет созревание его головного мозга: он рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, за счет которых обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в период юности. Разную динамику имеет созревание левого и правого полушарий: в раннем детстве правое полушарие развивается более активно. При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга, происходящих в начале полового созревания, уровень функциональных показателей работы мозга снижается.
Методы.
Для оценки зрелости головного мозга используют морфологические методики, позволяющие судить о зрелости самого мозгового субстрата, и функциональные, выявляющие уровень развития его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих).Индивидуальные особенности созревания, оцениваемые при сравнении со средними нормативными показателями, проявляются прежде всего в его темпе, который может быть различным на разных этапах онтогенеза.
Показать больше
Back to top button