Психологическая энциклопедия

ЗАРАЖЕНИЕ


1) процесс передачи эмоционального состояния (см. эмоции) от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта (см. психофизиология) помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию (см. смысл);
2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.
З. может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для З., как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия других людей (см.Толпа, Паника массовая). К наиболее известным формам З. относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы (см. агрессия). Будучи похоже на внушение, З. принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психического З. каждый индивид, становясь источником З., ничем не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различие между внушением и З. заключается еще и в том, что З. носит спонтанный характер, а внушение почти всегда — акт преднамеренный. Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое (см. речь) воздействие, в то время как З. немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, например, чтобы окружающие развеселились, и ребенок тотчас же начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида З. зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «Я», наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.
Показать больше
Back to top button