Словари
-
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
— совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. З. с. суммирует значимые, необходимые…
Читать далее -
ЗНАКОВАЯ ИНДИКАЦИЯ
Категория. Способ кодирования информации об управляемом объекте для дальнейшего ее визуального распознавания оператором. Специфика. В качестве элементов используются цифры, буквы,…
Читать далее -
ЗОНА РАЗВИТИЯ
ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне…
Читать далее -
ЗРЕНИЕ АХРОМАТИЧЕСКОЕ
— потеря способности различать цвета хроматические. При этом внешний мир воспринимается в сером цвете, различаясь лишь яркостью — в зависимости…
Читать далее -
ЗАВЕРШЕННЫЙ ГЕШТАЛЬТ (ENDGESTALT)
Этимология. Происходит от нем. End — завершение + Gestalt — форма, структура. Категория. Понятие, использующееся в гештальтпсихологии для обозначения результата…
Читать далее -
ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВРЕМЕННАЯ
(ограниченность времени выполнения тестовых заданий) — требование, согласно коему полное время выполнения заданий теста не должно превышать полутора-двух часов, ибо…
Читать далее -
ЗАИКАНИЕ И ЗАПИНАНИЕ
Расстройства ритма речи, при которых индивид точно знает, что он хочет сказать, но в данный момент не способен сделать это ввиду непроизвольной, повторяющейся пролонгации или прекращения звука. Синонимы: логоневроз…
Читать далее -
ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ
Этот закон гласит, что повторяющиеся действия выполняются лучше и менее подвержены ошибкам. Как одно из объяснений феномена научения, закон повторения…
Читать далее -
ЗАКОНЫ АДДИТИВНОГО СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
правила получения определенных цветов за счет их смешения, сформулированные первоначально И. Ньютоном: 1) для каждого цвета существует единственный другой цвет…
Читать далее -
ЗАПОМИНАНИЕ
— обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. — важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З.…
Читать далее -
ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА
(1900–1988) — российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую…
Читать далее