Геологическая энциклопедия

ГИРОВОЗ

        (a. inertia-type locomotive; н. Kreisellokomotive; ф. locomotive gyrobus; и. locomotora tipo inercia) — локомотив с механич.аккумулятором энергии (вращающийся маховик); предназначен для транспортирования составов вагонеток по рельсовым путям горизонтальных выработок шахт, опасных по взрыву газа или пыли. Г. применяют в Зап. Европе с 40-х гг. 20 в.; в СССР выпуск Г. осуществляется с 1958.
ГИРОВОЗ фотовид гировоза: 1 — светильник; 2- тахометр; 3 — маховик; 4 — рамка; 5 — колесо; 6 — редуктор; 7 — песочница; 8 — тормозная система; 9 — сиденье»>
Общий вид гировоза: 1 — светильник; 2- тахометр; 3 — маховик; 4 — рамка; 5 — колесо; 6 — редуктор; 7 — песочница; 8 — тормозная система; 9 — сиденье.
Г. (рис.) — двухосный локомотив. Маховик раскручивается пневматич. двигателем, периодически подсоединяемым к воздушной сети с давлением 400-600 кПа, прокладываемой в горн. выработках. Крутящий момент с вала пневмодвигателя на маховик и с маховика на скаты передаётся через редуктор, в конструкции к-рого предусмотрены две ступени регулирования скорости движения. Торможение — колодочным тормозом с ручным винтовым приводом. Для увеличения сцепления колёс с рельсами Г. оборудован песочной системой. Выпускают Г. для колеи 550, 575, 600 и 900 мм. Масса локомотива 5800 кг. Макс. сила тяги 1,1·* 104 H. Ср. скорость движения 1,9 м/с. Величина пробега без подзарядки при уклоне пути 0% — не менее 1000 м. Время зарядки маховика не более 16 мин.

А. В. Покорный.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия..1984—1991.

Синонимы:

локомотив

Показать больше
Back to top button