Психологическая энциклопедия

ИНФОРМАЦИЯ

(от лат. informatio — разъяснение, изложение) —
1) фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественноколичественного разнообразия;
2) в документалистике — сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или иной материальной форме;
3) в физике и биоэнергоинформатике — особая форма энергии;
4) в биологии и математической статистике — передаваемые от организма к организму признаки и мера их разнообразия;
5) в информатике — сведения (сигналы), в форме двоичной единицы (бита), которыми обмениваются между собой живые и неживые системы. И. как динамическая характеристика разнообразия мира может быть проявленной, непроявленной и отображенной. Проявленная И. присуща любым формам актуального бытия. Она наблюдаема, измеряема и используется для поддержания жизнедеятельности систем. Как любая энергия она может быть «законсервирована» и переведена в «статическое» состояние (например, храниться в форме книги, документа, файла в компьютере и т. п.). Непроявленная И. — это И. в потенциале, исходно присущая миру в его потенциальном бытии, но скрытая (в том числе от человеческого сознания) до своей возможной востребованности. Непроявленная И. может переходить в явную форму, непосредственно и опосредованно. Непосредственный переход возможен в результате взаимодействия природных и космических систем вне участия социальных систем (например, падение метеорита, как явление, информирует об изменениях в природной системе независимо от социальной системы).Опосредованная форма перехода И. возникает, когда во взаимодействие с природными и космическими системами вступает социальная (человеческая) система. Фиксируясь человеческим сознанием, непроявленная И. трансформируется в отображенную (идеальную), после чего получает возможность «материализоваться», т. е. перейти в материально закрепленную форму (сообщение в газете, научном журнале и т. п.) с помощью творческих усилий человека (см. творчество). Современные исследования феномена И. идут в трех основных направлениях:
1) разрабатывается понятийный и математический аппарат, отражающий основные свойства И. применительно к задачам физики, кибернетики, научной коммуникации (связи), информационному поиску, переработке, хранению И. и т. п.;
2) на базе уже имеющихся математических средств исследуются такие свойства И., как ее ценность, полезность и пригодность для практического использования;
3) применение разработанных математических и информационных методов в гуманитарных науках: в лингвистике, семиотике, психологии и др.
Например, в психофизике информационные методы помогли понять и точно описать закон Вебера—Фехнера ; в инженерной психологии и эргономике исследовались процессы и средства информационных взаимодействий между человеком и машиной (см. психология компьютеризации). Научная И. отображает существующие (на данный момент состояния науки) закономерности природы, социальных процессов, сознания, поведения и деятельности людей, в соответствии с которой И. различается по видам (экономическая, техническая, политическая, психологическая и др.) и по назначению (индивидуальная, групповая, массовая, специальная и т. п.).
Показать больше
Back to top button