Психологическая энциклопедия

КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ

— группа людей, сплоченных исследовательской программой (см. программа исследовательская научного коллектива), реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли:
1) научно-когнитивные («генератор», критик, эрудит и др.);
2) научно-управленческие (руководитель, лидер, исполнитель и др.);
3) научно-вспомогательные (инженер, техник, лаборант и др.).
Отличие К.н. от других типов коллективов, его своеобразие, обусловлено целевой функцией социального института науки в общественном разделении труда. Анализ выполняемой коллективом совместной исследовательской программы выявил, в частности, позитивную корреляцию между групповой сплоченностью как «программно-ценностным единством» (см. сплоченность групповая) и когнитивными конфликтами (в случае, когда они носят характер продуктивных научных дискуссий, спонтанно возникающих по ходу реализации программы). Установлена также позитивная корреляция между так называемым либеральным стилем руководства (см. стиль лидерства (стиль руководства)•) малой научной группой и эффективностью групповой активности, включающей как ее научную продуктивность, так удовлетворенность трудом и членством в группе.
Показать больше
Back to top button