Психологическая энциклопедия

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60–70-х гг. ХХ в. Ведущие представители — К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. Х. Браун и др. Одним из основных психологических источников концепции К. п. является теория деятельности А. Н. Леонтьева. Особое место в К. п. занимают исследования социогенеза (развитие психики в конкретных типах обществ) и онто- и актуалгенезов психического (изучение представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и т. п.). Одно из основных понятий К. п. — «способность к действию», под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать свои собственные условия жизни и распоряжаться ими. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности (определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе):
1) ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства психологической защиты от неудовлетворенности, дискомфорта и т.п.;
2) полное развитие, когда индивид осознает свои собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая при этом свои «сущностные силы».
Все психические процессы рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления указанная выше дилемма выражается в дихотомии «толкования» (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, персонификациями и т. п.) и «понимания» (проникновение в сущность вещей); в области восприятия — в противоположении «неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия. Ограниченным развитием способности к действию объясняются в К. п. некоторые отрицательные эмоциональные процессы (страх, тревожность) и т. п.
Показать больше
Back to top button