Психологическая энциклопедия

ОБЗОРЫ И ИНТЕРВЬЮ

Методы опроса для получения информации о конкретной области человечсской деятсльности. Обзоры, как правило, проводятся заочно, так что респонденты (люди, заполняющие анкеты и опросники) не встречаются с исследователем, в то время как интервью подразумеваст личное общение между психологом и респоидептом. Сначала психолог определяет интересующую его область исследований — например, отношение к сценам насилия в телепередачах — и составляет ряд вопросов для получения необходимой информации по этой темс.Ведущий интервью специально учится задавать стандартизированные вопросы, т. е. вопросы без какихлибо намеков или личных пристрастий, заставляющих респондента изменять свои ответы. Если исследователь не может создать атмосферу откровенности и взаимного доверия во время интервью, он вряд ли сможет добиться прямых и честных ответов.
Аргументы за:
• Обе методики позволяют исследователям сосредоточивать внимание на конкретных интересующих предметах.
• Обзоры более экономичны, чем интервью, и обладают дополнительным преимуществом в том смысле, что респонденты остаются анонимными.
• Интервью (особенно пеструктурыровашюе интервью) позволяет спрашивающему получить больше информации от респондента и прояснить ответы на некоторые сложные вопросы.
Аргументы против:
• Респонденты могут давать нечестные ответы «из добрых побуждений», пытаясь показать себя в более благоприятном свете.
• Как уже упоминалось, интервью менее экономичны, чем опросы на расстоянии; из-за отсутствия анонимности возрастает вероятность «механических» ответов, когда отвечающий не задумывается о сути вопроса.
• В анкетах и опросниках могут встречаться наводящие или двусмысленные вопросы, а интервью часто бывают поверхностными из-за стремления к экономии времени при накоплении фактического материала.
Показать больше
Back to top button