Психологическая энциклопедия

ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Категория.
Неадекватное формирование психологического опыта.
Специфика.
Вызываются сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция).Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный, характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов (восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), процессов общения и формирования самоконтроля, затормаживается процесс смены ведущей деятельности. В частности, предметная деятельность становится ведущей у глухих и слабослышащих детей лишь к 5 годам, у умственно отсталых — вообще к концу дошкольного возраста. У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития. При этом отклонения в психическом развитии могут обусловливаться и незначительными первичными нарушениями. Например, существенные нарушения в речевом развитии возможны уже при снижении слуха в диапазоне речи шепотом.
Терапия.
При своевременном воздействии может быть достигнуто полное восстановление или замещение нарушенной вторичной функции, но спонтанной компенсации дефекта, как правило, не происходит.
Показать больше
Back to top button