Психологическая энциклопедия

ПИАЖЕ (PIAGET) ЖАН

(9.08.1896, Невшатель — 16.09.1980, Женева) — швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта.
Биография.
После окончания Невшательского университета получил степень доктора естественных наук (1918).Работал в лабораториях Т.Липпса, А.Бине. Ученик Т.Симона. Профессор университетов Невшателя (1926-29), Женевы (с 1929), Лозанны (1937-54). С 1929 г. — руководитель Института Ж.Ж.Руссо, с 1940 г. — заведующий кафедрой экспериментальной психологии и психологической лабораторией Женевского университета. В 1955 г. создал в Женеве Международный центр по генетической эпистемологии.
Исследования.
В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я, анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру. Эгоцентризм влияет на конструкции детской логики, обусловливая синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий, и преодолевается за счет процесса социализации. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. В дальнейшем Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и в котором выделял стадии: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет), конкретных операций (до 12 лет), включающая стадию дооператорного интеллекта (до 6 — 7 лет), формальных операций (формирующихся до 15 лет).
Сочинения.
Le development de la notion de temps chez l’envant. 1946;
Introduction a la’epistemologie genetique. 1950;Traide de logique. 1959;Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (совм. с Б.Инельдер);Избранные психологические труды. М., 1969
Показать больше
Back to top button