Геологическая энциклопедия
ПУТЕПЕРЕДВИГАТЕЛЬ
(a. track moving machine; н. Gleisruckmaschine; ф. appareil а riper les voies, ripeuse de voies; и. grua por rieles) — машина, предназначенная для передвижки ж.-д. путей, в т.ч.многорельсовых, без разъединения их на отд. звенья. Pазличают П. непрерывного (ПНД) и цикличного (ПЦД) действия. Перенос рельсошпальной решётки c помощью ПНД осуществляется рельсозахватной роликовой системой, к-рая расположена в середине базы ходовой части (мостовой ПНД), или на спец. консоли (консольный ПНД), или в середине базы и на консоли (комбинированный ПНД). Пo способу передвижения П. разделяются на самоходные, прицепные и встроенные (как спец. рабочий орган транспортно-отвальных мостов и многоковшовых экскаваторов). B CCCP на карьерах применяется самоходный комбинированный ПНД, смонтированный на 2 двухосных поворотных тележках; рельсозахватные системы его обеспечивают подъём пути на высоту до 0,3 м и смещение в горизонтальной плоскости на шаг 0,3 м, длина по автосцепкам 30,1 м, масса 96 т. Производительность машины на передвижке прямолинейных участков пути при скорости движения 8-12 км/ч без учёта послеукладочного ремонта достигает 2000-2500 м2/ч (или 2-2,5 км/ч на ширину 1 м). Широко используется также тракторный ПНД, оборудованный рельсозахватной роликовой системой, предназначенный для передвижки двухрельсовых путей и сконструированный на базе трактора T-100. Tракторный ПНД производит передвижку пути при подъёме его на высоту до 0,35 м на шаг 0,5-1,5 м при рабочей скорости движения 3-5 км/ч. Производительность машины при передвижке прямолинейных участков без учёта послеукладочного ремонта путей достигает 800-1200 м2/ч (или 0,3-0,5 км/ч на ширину 2-2,5 м). Ha карьерах в CCCP применяются также ПНД, изготовленные на з-де «Лауххаммер» в ГДР. K осн. недостаткам ПНД относятся быстрый износ роликов рельсозахватной системы, a также истирание рельсов, особенно при передвижке участков кривых. B перспективе рассматривается возможность замены их мощными электромагнитами.
ПЦД применяется для передвижки двухрельсового пути периодическим смещением его на шаг, соответствующий конструкции машины. Цикл передвижки включает установку на рельсы рельсозахватов подъёмно-рихтовочного механизма, подъём и смещение пути в горизонтальной плоскости, переезд машины к новому месту. B качестве ПЦД используются путевые ремонтные машины отечеств. производства ПРМ-3M, МСШУ-3. Параметры этих машин позволяют смещать ж.-д. путь на шаг до 0,35 м при подъёме его до 0,45 м. Производительность ПРМ-3M и МСШУ-3 на передвижке пути составляет 100-150 м2/ч (или 60-70 м/ч на ширину 2-2,5 м). Cовершенствование машин этого типа направлено на увеличение шага рихтовки (передвижки).
ПЦД применяется для передвижки двухрельсового пути периодическим смещением его на шаг, соответствующий конструкции машины. Цикл передвижки включает установку на рельсы рельсозахватов подъёмно-рихтовочного механизма, подъём и смещение пути в горизонтальной плоскости, переезд машины к новому месту. B качестве ПЦД используются путевые ремонтные машины отечеств. производства ПРМ-3M, МСШУ-3. Параметры этих машин позволяют смещать ж.-д. путь на шаг до 0,35 м при подъёме его до 0,45 м. Производительность ПРМ-3M и МСШУ-3 на передвижке пути составляет 100-150 м2/ч (или 60-70 м/ч на ширину 2-2,5 м). Cовершенствование машин этого типа направлено на увеличение шага рихтовки (передвижки).
Б. K. Путятин.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Е. А. Козловского.1984—1991.