Психологическая энциклопедия

РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ

   РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ (с. 515) — проективная методика исследования личности. Предложена Саулом Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (подробнее см. Фрустрация — фрустрация).
   Стимульный материал теста состоит из 24 рисунков, напоминающих сюжеты комикса.На каждом рисунке изображены лица, находящиеся в затруднительной, неловкой ситуации. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывает свои претензии к другому. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденные и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, в которых какое-то условие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку персонаж, находящийся справа, препятствует ему в исполнении его намерений, и 2) ситуации обвинения, когда находящемуся справа предъявляются какие-то претензии и упреки. Оценка полученных ответов в соответствии с теорией Розенцвейга осуществляется по направлению реакции испытуемого — это может быть либо принятие вины на себя,, либо ответная агрессия (возможно, впрочем, и принижение значения фрустрирующей ситуации, игнорирование упреков).
   На основе данного теста, первоначально созданного для обследования взрослых, разработан модифицированный вариант для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет. Существуют и другие модификации — например, для выявления отношения к национальным меньшинствам. В нашей стране тест приобрел большую популярность и является одной из самых широко используемых психодиагностических методик.
Показать больше
Back to top button