Психологическая энциклопедия

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

Этимология.
Происходит от греч. theoria — исследование, англ. cognition знание и dissonance — несоответствие.
Автор.
Л.Фестингер.
Категория.
Когнитивная теория, объясняющая особенности мотивационных процессов.
Специфика.
В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта — за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний. Были сформулированы следующие положения:
• между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;
• существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению;
• проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации.
Было выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: конфликт после принятия решения, вынужденный поступок, селекция информации, несогласие с убеждениями социальной группы, неожидавшиеся результаты действий.
Критика.
Основная критика была направлена на то, что в данной теории рассматривалось лишь два диссонирующих элемента.
Показать больше
Back to top button