Психологическая энциклопедия

ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОУ

Этимология.
Происходит от греч. theoria — исследование, лат. profiteor — объявляю своим делом и interest — важно.
Автор.
Э.Роу.
Категория.
Психоаналитическая модель развития интересов.
Специфика.
В этой теории выделяется два основных фактора:
• ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования,
• ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье).
Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во-первых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения.Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной — не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий: услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждение (консультант, продавец, уличный торговец), офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер), технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик), работа на открытом воздухе (инженер-агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб), наука (исследователь, фармацевт, лаборант), работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир).
Литература.
Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956;
Early differentiation of interests // (Ed.) Taylor C.W. The Second Research Conference on the Identifying of Creative Scientific Talent. Salt Lake City, 1958, p. 98-108
Показать больше
Back to top button