БиологияПалеонтология

У птичьего динозавра были красивые радужные перья

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Communications, недавно обнаруженный вид птичьего динозавра Caihong juji имел красивую радужную окраску.

«Caihong juji» является частью группы маленьких птицеподобных динозавров, которые жили в Китае, в юрском периоде.

Этот динозавр был крошечным, размером с утку, с костлявым гребнем на голове и длинными лентообразными перьями. И, основываясь на анализе его окаменевших перьев, перья на голове, крыльях и хвосте были переливающимися, с цветами, которые мерцали и переливались на свету.

«Радужная окраска, как известно, связана с сексуальным отбором и сигнализацией, и мы сообщаем о ее ранних свидетельствах у динозавров. У Caihong juji может быть симпатичное прозвище на английском языке, Rainbow (радуга), но оно имеет серьезные научные последствия », — говорит один из ведущих авторов профессор Джулия Кларк из Техасского университета в Остине.

«Когда вы смотрите на летопись окаменелостей, вы обычно видите только твердые части, такие как кости, но время от времени мягкие части, такие как перья, сохраняются, и вы получаете представление о прошлом», — сказал соавтор доктор Чад Элиасон , докторанта в полевом музее.

Сляб (пласт) скалы из провинции Хэбэй в Китае, где в 2014 году фермерами был обнаружен Caihong juji, содержал почти полный скелет, окруженный перьями.

Перья динозавра сохранили меланосомы*. Палеонтологи сравнивали эти меланосомы с меланосомами, найденными у живых птиц, и обнаружили, что они наиболее близки к радужным перьям колибри.

«Помимо того, что юрские экосистемы 161 млн. лет назад были более яркими, Caihong juj интересен тем, что у него есть черты, которые являются как древними, так и современными», — сказал со-ведущий автор профессор Xing Xu из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии на китайском языке Академия наук.

«Костяной гребень — это особенность, обычно встречающаяся у динозавров с более ранних эпох, в то время как перья свидетельствуют о меланосомах, которые могут представлять собой первое известное явление переливания, похожее на то, что встречается у разных видов колибри, обитающих сегодня».

«Есть гребни, связанные с половым отбором, ранее известным только у более древних динозавров, и все же есть также птичий механизм сигнализации, появляющийся впервые», — добавил профессор Кларк.

Caihong juji также является самым ранним известным животным с асимметричными перьями — особенностью, используемой современными птицами для управления при полете. Этот динозавр не мог летать, хотя его перья, вероятно, в первую очередь использовались для притяжения самок и согревания.

В то время как асимметричные перья современных птиц расположены на их крыльях, у Caihong juji они были на хвосте.

«Хвостовые перья несимметричны, это необычная особенность, ранее неизвестная среди динозавров, включая птиц», — сказал профессор Сюй.

«Это говорит о том, что контроль полета мог быть впервые развит с помощью хвостовых перьев во время какой-то воздушной локомоции*».

«Caihong juji выделяется даже среди своих ближайших родственников», — добавил профессор Сюй.

«В то время как у других динозавров есть птичьи, треугольные черепа и длинные кости предплечья по сравнению с птицами сегодня, у этого динозавра был длинный и узкий череп, и в отличие от многих других динозавров его короткие передние конечности показывают пропорции, более похожие на современных птиц. »

«Это сочетание черт необычно», — говорит профессор Кларк.

«У этого динозавра есть довольно длинный череп похожий на череп велоцираптора (Velociraptor), и вместе с тем он покрыт перьями и у него есть пышный хвост. Это действительно здорово … или, может быть, это весьма страшно, в зависимости от кого, как на это посмотреть ».

*Меланосома — это органелла, содержащаяся в клетках царства животных, имеющая в составе меланин и другие светопоглощающие пигменты. Клетки, содержащие меланосомы, называются меланоцитами.

*Локомоции (англ. locomotions) — движения, направленные на перемещение собственного тела в пространстве (плавание, ходьба, бег, прыжки, ползание, полет и т.п.).

Источник