Палеонтология

Ископаемая птица Импаравис оказалась первой в своем роде без зубов

Ни у одной из ныне живущих птиц нет зубов. Но так было не всегда; у многих ранних ископаемых птиц клювы были полны небольших острых зубов. Недавно ученые-палеонтологи описали новый вид ископаемых птиц — Imparavis attenboroughi (Импаравис), который был первым в своем роде, у которого развилась беззубость; его название, в честь натуралиста Дэвида Аттенборо, означает «странная птица Аттенборо».

Можно сказать, что все птицы — это динозавры, но не все динозавры относятся к специализированному типу динозавров, известному как птицы. Это примерно так же, как сказать, что все квадраты являются прямоугольниками, но не все прямоугольники являются квадратами. Недавно описанный вид Imparavis attenboroughi — птица, а значит, и динозавр.

Imparavis attenboroughi был членом группы птиц, называемых Энантиорниты (enantiornithines), или «противоположными птицами», названными в честь особенности их плечевых суставов, которая «противоположна» тому, что наблюдается у современных птиц.

Энантиорниты когда-то были самой разнообразной группой птиц, но они вымерли 66 миллионов лет назад после падения астероида, который уничтожил динозавров. Ученые до сих пор пытаются выяснить, почему энантиорниты вымерли, а орнитуроморфы, группа, давшая начало современным птицам, выжили.

«Энантиорниты очень странные. У большинства из них были зубы и когтистые пальцы. Если бы вы вернулись на 120 миллионов лет назад в северо-восточный Китай и прогулялись по нему, вы могли бы увидеть что-то похожее на малиновку или кардинала, но затем он открывал рот, полный зубов, поднимал крыло, и вы понимали, что у него есть пальцы с когтями», — говорит Алекс Кларк, автор нового исследования.

Но «странная птица Аттенборо» нарушила эту тенденцию.

«Ученые ранее считали, что первое упоминание о беззубости в этой группе было около 72 миллионов лет назад, в позднем меловом периоде. Это маленькое существо, Импаравис, отодвигает время примерно на 48–50 миллионов лет назад. Таким образом, беззубость, или адентулизм, развилась у этой группы гораздо раньше, чем мы думали», — говорит Алекс Кларк.

Между тем, беззубый клюв птицы не обязательно говорит ученым, что она ела, поскольку рацион современных птиц весьма разнообразен. Как и у его собратьев-энантиорнитов, и в отличие от современных птиц, у нее, по-видимому, нет пищеварительного органа, называемого желудком, или желудочной мельницей, который помогал бы птице измельчать пищу.

Imparavis attenboroughi
Иллюстрация, показывающая ископаемый скелет Imparavis attenboroughi, а также реконструкцию живой птицы. © Ville Sinkkonen

Хотя Кларк отмечает, что «животное — это нечто большее, чем сумма его частей, и мы не можем полностью узнать, какой была жизнь животного, просто взглянув на отдельные компоненты его тела», он и его соавторы смогли выдвинуть гипотезу о некоторых особенностях поведения и экологии Импарависа, основываясь на деталях его крыльев, лап и клюва вместе взятых.

«Мне нравится думать, что эти ребята ведут себя как современные малиновки. Они прекрасно могут сидеть на деревьях, но по большей части вы видите, как они добывают пищу на земле, прыгают и гуляют», — говорит Алекс Кларк.

«Похоже, что большинство энантиорнитов вели древесный образ жизни, но различия в строении передних конечностей Импарависа позволяют предположить, что, хотя он, вероятно, все еще жил на деревьях, он, возможно, рисковал спускаться на землю, чтобы питаться, и это может означать, что у него была уникальная диета по сравнению с другими энантиорнитами, что также может объяснить, почему он потерял зубы».

В статье исследователи также вновь обратились к ранее описанной ископаемой птице Chiappeavis и предполагают, что это тоже был ранний беззубый энантиорнит. Это открытие, наряду с данными Импарависа, указывает на то, что отсутствие зубов, возможно, не было таким уж уникальным явлением для энантиорнитов раннего мела, как считалось ранее.

Исследование было опубликовано в журнале Cretaceous Research.

Дополнительно
Cretaceous Research
Показать больше
Back to top button